Аржиловская Н.В., учитель русского языка и литературы

Индивидуальный образовательный маршрут Х.Р. и Т.Т., учащихся 9-х классов, испытывающих затруднения в решении заданий ОГЭ

Цель разработки маршрута: подготовка к ОГЭ по русскому языку

Сроки реализации: 2017-2018 учебный год

В 2017- 2018 учебном году в рамках государственной итоговой аттестации планировали сдавать ОГЭ по русскому языку 80 выпускников 9-х классов школы, двое учащихся неудовлетворительно справлялись с заданиями тестовой части.

Минимальный порог прохождения ОГЭ по русскому языку, подтверждающий освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2018 году составлял 15 баллов (13 баллов можно было получить, решив успешно задания тестовой части). Поэтому основной акцент в работе с детьми, испытывающими затруднения в подготовке к ОГЭ, был сделан на изучении, повторении теоретических сведений, практической отработке тем и заданий с кратким ответом.

Данная работа проверяет лин­гвистическую (умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом), языковую (уме­ния, связанные с соблюдением языковых норм), коммуникативную (владение разными видами речевой дея­тельности) компетенции учащихся.

Преемственность между контрольными измерительными материалами единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в 9-х классах по русскому языку заключается и в соблюдении общих принципов по­строения экзаменационной работы: пропорциональная представленность в работе всех разделов курса, единые подходы к проверке развернутого ответа экзаменуемого и др.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трёх частей и включал в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – краткое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице № 1.

Таблица 1.

Части работы

 

Количество

заданий

 

Максимальный

первичный балл

Типы заданий

Часть 1

1

(задание 1)

 

7

 

Задание с развёрнутым

ответом

Часть 2

 

13

(задания 2–14)

13

Задания с кратким ответом

Часть 3

 

1

(задание 15)

 

9

Задание с развёрнутым

ответом

Части 1 и 3

 

 

10 баллов за

практическую

грамотность и

фактическую

точность речи

 

Итого

15

39

 

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Подготовка к экзамену ведется с использованием Подготовка к экзамену ведется с использованием пособия из серии «ОГЭ.ФИПИ – школе» (ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под.ред.И.П.Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2017г.), а также по материалам, представленным на сайте ФИПИ. Каждый выпускник получает Листы учёта выполнения заданий тестовой части. Индивидуально отрабатываются задания, вызывающие затруднения и вопросы, что позволяет качественно готовиться к ГИА.

 

Приложение 1

 

Лист учёта выполнения заданий части 2 (задания 2-14).

ФИ, класс__________________________________________________________________


задания

Тема

Дата

 

 

 

 

2

Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста

 

 

 

 

3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Выразительные средства грамматики.

Анализ средств выразительности

 

 

 

 

4

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание

 

 

 

 

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

 

 

 

 

6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

 

 

 

 

7

Словосочетание

 

 

 

 

8

Предложение. Грамматическая(предикативная ) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

 

 

 

 

9

Осложненное простое предложение

 

 

 

 

10

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

 

 

 

 

11

Синтаксический анализ сложного предложения

 

 

 

 

12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

 

 

 

 

13

Синтаксический анализ сложного предложения

 

 

 

 

14

Сложные предложения с разными видами связи между частями

 

 

 

 

 

Итого баллов:

 

 

 

 

 

Ознакомлены:

Ученик _________

Родители (законные представители)________

Результат реализации индивидуального образовательного маршрута:

Средний балл выполнения экзаменационной работы русскому языку в 2017-2018 учебном году на параллели 9-х классов составил – 4 балла. Таким образом, абсолютная результативность ОГЭ по русскому составила 100 %, качественная результативность ОГЭ по русскому языку составила 85%.